Я мечтаю о том, чтобы мои дочки учились вместе в школе, в одном классе. Но опасаюсь, не нанесёт ли моя мечта вреда девочкам?

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Очень хотелось бы получить ваш комментарий, надеюсь, подскажете, в каком направлении двигаться. Возможно, вы порекомндуете обратиться к к детскому психологу, но думаю, ваши мудрость и опыт подскажут, на что обратить внимание, чтобы принять правильное решение. Постараюсь кратко описать ситуацию. Мне почти 34 года, мужу 44, в браке мы пять лет. У нас две дочери одной пять лет, второй три с половиной. О них и пойдёт речь. Старшая девочка ласковая, добрая, аккуратная, послушная, хороршая помощница. Совершенно неконфликтная. Настолько, что в принципе не умеет отстаивать своё мнение, особенно перед старшими. Взрослые обычно в неё «влюбляются»: не ребёнок, а мечта. А вот младшая – разбойница, сносящая всё на своём пути. Она твёрдо знает, чего хочет, и добивается этого любыми способами. Я бы даже сказала, упёртая. Очень сообразительная и тоже ласковая. Но она как раз своё мнение всегда отстаивает, и ей безразлично, кто в этот момент перед ней – ребёнок или взрослый. Но несмотря на это,девочки между собой очень дружны, и если мы увозим одну на несколько часов (например, в поликлинику), то встречаются они так, будто неделю не виделись. Подолгу играют вдвоём, им вместе не бывает скучно .

Конфликты, конечно, случаются, но со временем всё меньше: видимо, учатся взаимодействовать. Я стараюсь вмешиваться минимально, то есть разъясняю ситуацию и предлагаю варианты выхода из неё, никого из них не выделяю, в том числе и по возрасту. По факту девочки знают, что одна родилась раньше, но я не акцентирую на этом внимание, никогда не заставляю старшую уступать младшей. По габаритам они уже почти одинаковые: разница в пяти сантиметрах роста и килограмме веса. На улице меня часто спрашивают, не двойняшки ли они. Старшая в садик почти не ходила. Два раза пробовали водить в разные сады, но ей не особенно понравилось, плюс детские болезни, а болеют сразу вдвоём. Обе с этого года ходят на фигурное катание, старшую возим к логопеду.И вот мы, собственно, подошли к проблеме.

Я мечтаю о том, чтобы девочки учились вместе. С осени они пошли в детский сад. Заведующая сказала, что есть возможность поместить их в одну группу. Далее я хочу, чтобы и в школе они учились в одном классе. Но опасаюсь, не нанесёт ли моя мечта вреда девочкам? Не раз обсуждала это со знакомыми – мнения, конечно же, разные. Многие говорят, что я их «сращиваю», а каждая должна идти своим путём, завести свой круг общения и так далее. Скажите, возможно ли у девочек нормальное развитие (социализация), если они будут учиться вместе?

Ещё пара моментов. У старшей есть логопедические проблемы: нарушения фонематического слуха и слоговой структуры – нам предстоит ещё долго их решать. Также, по мнению окулиста, чем позже у старшей начнётся нагрузка на глаза, тем более лёгкая форма близорукости у неё будет. У нас плохая наследственность по этой части, и уже дают о себе знать первые звоночки. У младшей, по мнению врачей, с этим лучше. В пользу того, что девочки станут учиться вместе, говорит и то, что у них будут одна программа, одинаковые домашние задания, впечатления, общий круг знакомых, учителя с одними и теми же требованиями. К тому же возвращение из школы вдвоём всегда безопаснее. Кстати, старшая очень робкая, не умеет себя защищать, зато младшая коршуном бросается на защиту себя и сестры. Но, опять же, я осознаю, что это удобно для меня.

Боюсь, не возникнет ли между девочками соперничества (например, их могут сравнивать учителя), не надоедят ли они друг другу от круглосуточного пребывания вместе Также меня беспокоит вопрос, не поздно ли старшей идти в школу в восемь лет? Ведь если она пойдёт в школу в семь, то младшей ещё не будет и шести, а значит, точно рано. Мысль о совместном обучении девочек возникла у меня благодаря примеру мужа и его брата. Правда, они близнецы. Я понимаю, что это немного другое, но, тем не менее, они самые близкие люди друг для друга. Вместе учились вплоть до вуза, служили в одном гарнизоне. И только ближе к тридцати годам ушли в разные сферы – просто жизнь так сложилась, они друг другу не надоели. Общаться и дружить с другими людьми такая близость ни одному из них не мешала. Мне бы очень хотелось, чтобы и у дочек были такие отношения, тем более что пока они расстаться друг с другом не могут. Пожалуйста, подскажите, стоит ли отдавать их в одну группу детского сада и в один класс или пусть каждая идёт в разные группы и классы?

Ответ психолога theSolution:

Баннер4_3

В вашей ситуации действительно много веских аргументов в пользу того, чтобы девочки учились вместе. С учетом того, что старшая дочка имеет проблемы со зрением, серьезные логопедические проблемы и не умеет защищать себя, ей может потребоваться больше времени на адаптацию в коллективе. Вместе с младшей сестрой они могли бы играть и в тех случаях, когда дружба между одноклассниками не складывается.

Робкому ребенку нужна помощь в развитии ассертивности

Не всегда получается так, что в одном классе учатся дети, обладающие хорошими коммуникативными навыками. Иногда бывает, что несколько потенциальных лидеров, борясь за власть, втягивают в свои интриги других детей. Робкому, застенчивому и послушному ребенку сложнее занять высокое место в групповой иерархии. Проще говоря, очень высок шанс, что молчаливому ребенку предложат самую низкую статусную роль «белой вороны» или роль «козла отпущения». Поскольку у старшей дочери будет поддержка, вероятность того, что она успешно адаптируется в любом коллективе намного выше.

Не бойтесь соревновательного компонента

Проблема могла бы возникнуть, если бы девочки сильно отличались друг от друга в плане своего личностного развития. Но с учетом того, что развитие старшей дочки ненамного опережает развитие младшей, то совместная учеба будет, скорее, благом. Они смогут помочь друг другу с уроками. Поскольку первоклассникам обычно требуется серьезная помощь с домашними заданиями, вам будет намного легче. Одну и ту же тему объясните обеим девочкам сразу. Бояться соревновательного компонента не нужно. Как раз наоборот, нужно беспокоиться тогда, когда дети отказываются от желания догнать и обогнать друг друга в учебе или спорте. Настораживаться нужно тогда, когда ребенок становится излишне послушным и боязливым. Если ребенок ведет себя активно и ассертивно, знает, чего хочет — это хороший признак.

О потребности в уединении

Вас волнует то, что девочки могут друг от друга эмоционально уставать. Но эта проблема решаема. Можно попросить учительницу через некоторое время посадить их за разные парты. Тем самым получится ситуация, в которой ваши дочки смогут познакомиться и подружиться с другими детьми. Общаясь на переменах, трудно друг от друга устать. К тому же вы можете выделить каждой девочке если не по собственной комнате, то по собственной половине детской комнаты. Можно записать их в разные кружки и секции или отдать к разным тренерам на фигурное катание .  Таким образом будет время, когда они смогут эмоционально отдыхать друг от друга. Не забывайте о том, что любому человеку регулярно необходимо время на то, чтобы побыть наедине с собой. Это касается и взрослых, и детей.

Не принуждайте детей к общению

Когда девочки подрастут, вы в любой момент можете попросить директора школы направить их в разные классы, в соответствии с их природными наклонностями к гуманитарным или естественным наукам. Главное, не принуждайте их быть вместе, если они того не хотят. И не принуждайте  их отделяться друг от друга, если они против. В сложных случаях, вы всегда можете спросить мнение детей. Во всяком случае, младший ребенок вам точно скажет свое «за» или «против». Всего вам доброго!

icon_question_100
Находитесь в сложной жизненной ситуации? Получите бесплатную и анонимную консультацию психолога у нас на сайте или задайте свой вопрос в комментариях.

Задать вопрос психологу

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтверждение пользовательского соглашения

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю условия Пользовательского соглашения, Публичного Договора-оферты об оказании услуг, Публичного Договора-оферты об обработке персональных данных и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2006 г № 152-ФЗ "О персональных данных" на условиях и для целей, определенных политикой конфиденциальности