В этом году заканчиваю бакалавриат, и родители требуют, чтобы я шла в магистратуру. Мне не особо хочется.

Вопрос психологу:

Здравствуйте. Такой вопрос. Стоит ли делать то, что не хочешь? В этом году заканчиваю бакалавриат, и родители требуют, чтобы я шла в магистратуру. Мне не особо хочется, и на это есть, как минимум, две причины. Во-первых, учёба платная. Мне не хочется ещё два года тянуть деньги с родителей. Во-вторых, я чувствую, что мне не надо продолжать учёбу. Ощущение такое. Мне нравится моя профессия, но, но, но… Что делать? Родители говорят, что это мне нужно, но никто даже не спросил, чего хочу я. Поступить в угоду им или поступить как хочу сама?

 

Ответ психолога theSolution:

Баннер4_3Вы стоите перед принятием важного решения, и вам важно полагаться в этом вопросе на себя, свои цели и потребности. Это не означает, что совет родителей нужно игнорировать, с учетом совета близких людей, у вас будет возможность учесть и ту информацию, которую вы сами, возможно, упускаете. Однако, совет не должен быть основой вашего решения, только ваши собственные цели и стремления. Потому что с последствиями вашего выбора столкнетесь в итоге вы, а не ваши родители.  Образование имеет смысл получить тогда, когда оно готовит вас к реальным вызовам вашей жизни.

Выбор в том, получать ли академическое образование или нет, зависит от того, какой способ заработка денег вы выбираете — инвестиции, бизнес, самозанятость в виде индивидуального предпринимательства  или работа по найму. Если вы выбираете работу по найму и образование помогает повысить актуальные навыки, востребованные на рынке труда, тогда совет ваших родителей поступать в магистратуру имеет смысл. Если вы планируете создавать рабочие места, зарабатывать своим бизнесом, то узкопрофессиональные навыки, не помогут вам строить  бизнес-системы. Те, кто планируют открывать свое дело, обычно повышают квалификацию на курсах, индивидуальных занятиях с тренерами и т.п.

Важно понимать, что совет получать великолепное академическое образование неплох сам по себе. Просто в современном мире, недостаточно иметь только академического образования. Нужно иметь еще профессиональное и финансовое образование, как минимум, чтобы не влачить жалкое существование.

Совет сконцентрироваться исключительно на академическом образовании был актуален примерно сто лет назад, когда было пожизненное трудоустройство в корпорации, были надежные пенсионные планы, а зарплата с каждым  новым академическим званием увеличивалась. К тому же тогда деньги были не платежным средством, как сейчас, обесценивающимися в результате инфляций и кризисов, а были настоящими деньгами, обменивались на драгоценные металлы, например, золото и потому могли служить средством накопления. Сейчас ситуация коренным образом отличается от той, что была сто лет назад. Советы столетней давности, к сожалению, не всегда сохраняют актуальность.

Принимайте обдуманные решения

Есть два вида решений: эмоциональные и рациональные, то есть обдуманные и взвешенные. Эмоциональные решения чаще бывают импульсивными. Под влиянием сильной эмоции человек принимает то решение, которое ему подсказывает эта эмоция, а соответственно, не соотносит его с текущей ситуацией, своими потребностями и целями. Например, под влиянием эмоции страха неизвестности, человек не уходит с нелюбимой работы, чтобы найти деятельность по душе. Или из-за страха неудачи не делает то, что ему бы очень хотелось сделать. Поэтому, при принятии решений важно не полагаться только на эмоции, важно ориентироваться на свои цели, а эмоции важно анализировать и находить их причину, потому что они тоже могут существенно помочь в принятии верного решения.

Если вам нравится специальность, которую вы получили, и вы видите свое будущее в этой профессии, то получать степень магистра, чтобы иметь полное высшее образование, конечно же есть смысл. Это будет вкладом в ваше профессиональное развитие и карьерный рост. Чтобы стать успешной в профессии, важно постоянно в ней развиваться. Получать новые знания, расширять их. В быстро меняющемся мире это особенно актуально. Поэтому вам важно правильно определить свою мотивацию. Не нужно учиться ради родительского одобрения или ради получения диплома. Учитесь ради знаний и своего развития. Изучайте то, что вам нравится и интересно. Рассмотрите для продолжения обучения разные варианты и выберите такой, который действительно интересен вам и поможет в достижении тех целей, которые вы перед собой ставите.

Способ мышления, препятствующий принятию верного решения

Для принятия обдуманного и взвешенного решения, необходима эмоциональная зрелость и развитое критическое мышление. Обычно к 18-22 годам такое мышление уже сформировано. В отличие от ребенка, взрослый человек умеет собирать и анализировать информацию, планировать деятельность по достижению своих целей, в том числе и долгосрочную, критически оценивать происходящее и рассуждать логически, то есть опираясь на факты и доказательства.

Антипод обдуманного решения — эмоциональное или импульсивное решение, когда человек полагается исключительно на импульсы и эмоции. Такое мышление свойственно детям и подросткам, поскольку некоторые психические функции у них еще не сформированы. То есть эмоциональная сфера еще не до конца зрелая, и мышление при этом более эмоциональное, чем рациональное. Детям свойственно жить одним днем, следуя своим сиюминутным желаниям, и не оценивать последствия. За них это делают родители. Поэтому многие решения  в жизни детей принимают родители, на которых дети во всем полагаются.

Ребенок не оценивает последствия и не планирует свои действия исходя из долгосрочных целей. Он живет сегодняшним днем и хочет чувствовать себя максимально счастливо, не сталкиваться с трудностями и не делать того, что скучно. Ребенок оперирует понятиями “хочу/не хочу”, “нравится/не нравится”, “люблю/не люблю”, “приятно/неприятно”, “весело/скучно” и так далее. Например, если при выполнении домашнего задания у ребенка возникают трудности, он может испытывать желание заняться чем-то более веселым и требующим меньше самоконтроля и непроизвольных усилий. «Не хочу» или «Не хочу, потому что скучно (трудно)» — это пример импульсивного решения. У ребенка есть цель испытывать блаженство, быть счастливым, он не заглядывает в будущее, не строит долгосрочные планы, и поэтому у него нет цели учиться. Эту цель перед ним ставят родители и они же побуждают его выполнять домашние задания. Ребенок, особенно если его не обучают самостоятельно принимать обдуманные решения, мыслит импульсивно, следуя желанию всегда испытывать блаженство и не сталкиваться с проблемами и трудностями. Импульсивное мышление препятствует принятию обдуманного и взвешенного решения, учитывающее последствия, с которыми человек столкнется, приняв его.

Ваши решения сейчас идут с опорой на родительское мнение о том, как вам следует поступить. И в вашем вопросе вы пишите о том, что не хотите поступать так, как хотят ваши родители. Но при этом вы не знаете, чего хотите вы и почему, поэтому и принять самостоятельное решение вам сложно. В этой ситуации вам важно осознать, что за свою жизнь отвечаете вы, а не ваши родители, и начать соотносить свои решения с целями своей жизни.

Примерно к 16-18 годам у человека уже хорошо сформирована функция программирования и контроля своих действий. То есть он сам определяет, чего хочет и те действия, которые он будет совершать, чтобы прийти к желаемой цели. Он понимает, что за этим стоит его труд и часть из него может потребовать от него много усилий, ему может быть сложно. И он готов заплатить эту цену за желаемую цель. Если эта функция высшей психической деятельности к указанному возрасту еще не сформирована, важно развивать ее самостоятельно. Без этой функции человек не может самостоятельно управлять своей жизнью, быть успешным и счастливым. Начните размышлять о том, чего вы хотите, вместо того, чтобы избегать того, что не хочется, и планируйте свои действия по достижению желаемых целей.

Подойдите к принятию решения осознанно

Сделайте тщательный анализ. Для этого есть несколько методик, достаточно простых, но очень эффективных. Воспользуйтесь любой из них.

1-й способ. Принимайте такое решение, чтобы его последствия вас устраивали. Оцените последствия каждого из рассматриваемых вариантов. Что произойдет, если вы поступите в магистратуру? Составьте список положительных и отрицательных последствий. А так же, что произойдет, если вы не поступите в магистратуру. Так же, плюсы и минусы. Сравните последствия двух решений и выбирайте те последствия, которые вас больше устроят. Это и будет вашим решением. Такой упрощенный вариант анализа ситуации для взвешенного и обдуманного решения, поможет вам в анализе любой ситуации. Сделав это упражнение, вы будете разумно и осмысленно смотреть на ситуацию. Сейчас же вы смотрите на нее эмоционально. То есть вами руководят эмоции, и вы, в действительности, не понимаете, чего и почему хотите: “… я чувствую, что мне не надо продолжать учёбу. Ощущение такое”. Объясните себе самой, почему вам нужно или не нужно продолжать учебу, что вы приобретете, а что потеряете, выбрав каждый из вариантов. Пока вы руководствуетесь эмоциями, вам будет сложно принять правильное решение.

2-й способ. Используйте более расширенный анализ с помощью методики Декарта. Здесь вам необходимо будет проанализировать каждый из рассматриваемых вариантов по четырем параметрам. Для этого ответьте на следующие вопроса: 1) “Что я приобрету, если сделаю это?”; 2) “Что я не приобрету, если сделаю это?”; 3) “Что я приобрету, если не сделаю это?”; 4) “Что я не приобрету, если не сделаю это?”. У вас получится по 4 списка на каждый из вариантов, которые вы рассматриваете. Сделав такой анализ, решение станет для вас более очевидным и понятным.

Если все же сомнения останутся, воспользуйтесь дополнительными инструментами, например, пройдите профориентационную диагностику.

В принятии решения вам поможет профориентационная диагностика

Такая диагностика может проводиться неоднократно в течение жизни. Она помогает строить карьеру и выбирать наиболее перспективные пути для развития. В такой диагностике анализируется множество личностных факторов, часть из которых динамичны. То есть меняются в течение жизни. А значит, пройдя диагностику сейчас, вы сможете определить план своего профессионального развития на ближайшие 7-10 лет. За это время ваши личностные и профессиональные характеристики изменятся.  И ваш интеллект, и ваша эмоциональная сфера, и ваши личностные и профессиональные навыки станут более оформленными, вы получите значительный профессиональный или личный опыт, что, конечно же, скажется на ваших последующих интересах, целях и возможностях.

Есть распространенное заблуждение, что профориентационную диагностику нужно проходить только подросткам перед выбором профессии. Это не так. Ее полезно проходить на разных этапах своего профессионального развития для правильного и эффективного построения своей успешной карьеры. Профориентационная дисанносика дает вам понимание о том, какой потенциал вы еще не раскрыли, и что будет наиболее актуальным для вашего развития на текущий момент времени, что вам мешает перейти на новый уровень своего профессионального развития и что поможет это сделать, какие направления для развития и максимальной самореализации актуальны для вас сейчас и на какие стоит обратить внимание в ближайшем будущем.

Если вы встали перед выбором, который вам сложно сделать с учетом тщательного анализа своих профессиональных целей и способов их достижения, вам не хватает информации. Иногда это нехватка информации о том, что человеку сложно проанализировать самому — о своем личностном потенциале. Когда человек знает, чего он хочет, но ему сложно построить план по достижению этого, стоит обращаться за помощью к психологу и проходить профориентационную диагностику. Это не занимает много времени. Вам потребуется время на заполнение тестов и несколько сессий со специалистом, который проведет дополнительное исследование вашей личности, после чего даст заключение и проконсультирует вас по возможным направлениям успешной профессиональной самореализации.

Принимайте самостоятельные решения

Поступайте так, как считаете правильным. Это ваша жизнь, и решение относительно дальнейшей учебы должно быть вашим, потому что за последствия своего выбора тоже отвечать вам. Прислушаетесь ли вы к родителям, или поступите по своему усмотрению — в любом случае будет вашим выбором и вашим решением.

Развиваясь в любимой профессии, вы увидите, что процесс развития и обучения будет проходить постоянно. И вам важно быть готовой учиться еще многому, чтобы стать таким специалистом, которым вы мечтаете. Удачи вам!

icon_question_100
Находитесь в сложной жизненной ситуации? Получите бесплатную и анонимную консультацию психолога у нас на сайте или задайте свой вопрос в комментариях.

Задать вопрос психологу

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтверждение пользовательского соглашения

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю условия Пользовательского соглашения, Публичного Договора-оферты об оказании услуг, Публичного Договора-оферты об обработке персональных данных и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2006 г № 152-ФЗ "О персональных данных" на условиях и для целей, определенных политикой конфиденциальности