Пять основных направлений посттравматического роста личности

Пять основных направлений посттравматического роста личности

В результате процесса преодоления травмы меняется система отношений к миру, себе и окружающим. Человек начинает видеть значение и смысл пережитых страданий. Это, пожалуй, одна из редких ситуаций, когда происходит резкое изменение такого глубокого уровня психики, как базовые (глубинные) ценности, вслед за которыми меняются потребности, приоритеты, цели и желания, то есть более поверхностные структуры психики. Человек начинает видеть новые аспекты повседневной жизни, новые возможности, делать выборы, отличные от прежних.  Исследователи выделяют пять основных направлений роста личности.

Изменение отношения к миру и жизни

Взгляд человека на мир обусловлен взаимодействием сложнейших когнитивных схем. В ходе посттравматической переработки эти схемы кардинальным образом изменяются, что влечет за собой и изменение понимания того, как мир будет функционировать.

Мнение человека о себе, мире и окружающих создается на основе трех базисных (глубинных) убеждений, сформулированных психологом Р. Янов-Бульман (R. Janoff-Bulman):

  • в мире больше добра, чем зла;
  • мир полон смысла — то есть события могут контролироваться и подчиняются законам справедливости;
  • осознание ценности своего «Я» — то есть присутствуют ощущение самоценности, самоконтроля и положительная оценка удачливости – «мне везет».

В ходе воздействия травмы меняется восприятие мира и концепция безопасности: вышеперечисленные убеждения в процессе посттравматической переработки не восстанавливаются в первоначальном состоянии, но принимают иной вид: «мир доброжелателен и справедлив ко мне, я обладаю правом выбора, но так бывает не всегда». Исчезает иллюзия собственной неуязвимости.

Поскольку мир не всегда доброжелателен и не всегда будет возможность поступать по своему усмотрению, то появляется настоятельная потребность вдумчиво и ответственно относиться к собственной жизни и жизни вообще. Расширяется понимание жизни, то есть осознанность выборов и ежедневного проживания. Появляется ощущение, что жизнь является величайшим даром, отношение к ней становится более трепетным.

Меняются отношения с другими людьми

Осознается важность и ценность связей с другими людьми, необходимость близости и доверия в отношениях.  Повышается доверие к людям, пусть даже и незнакомым, а также способность к сопереживанию и состраданию, особенно людям, пережившим  сходные травмы. Приходит понимание, что в мире много тех, кто способен оказать помощь в трудную минуту, выручить, а порой отдать последнее тому, кому еще хуже. Появляются или развиваются навыки сотрудничества, способность к совместной деятельности, не свойственная ранее.

Видение новой жизненной перспективы, новых возможностей

Изменение схем мышления и отношения к миру и жизни способствуют появлению и видению новых возможностей в жизни, которые ранее не были актуальны. Например, утрата зрения может активизировать познание мира с помощью других органов чувств. Осознание собственной уязвимости может способствовать развитию новых стратегий совладания со стрессом, а также личностной силы и стойкости.  Формируется психологическая готовность к потенциально возможным тяжелым событиям.

Известны примеры, когда тяжелое физическое увечье или утрата близкого приводит человека не к замкнутости и отчужденности, но к стремлению помогать другим людям, оказавшихся в сходной жизненной ситуации. Из наиболее ярких примеров людей, сумевших не только преодолеть тяжелые утраты, но и создавать нечто новое и захватывающее можно привести Людвига Ван Бетховена – композитора, с 26 лет терявшего слух, но именно в этот период создавшего самые яркие произведения, физика Стивена Хокинга, бегунью Марлу Раньян.

Рост духовности

Вслед за изменением ценностей и приоритетов происходит духовный рост, часто люди обращаются к религии или развивают философские учения, в которых находят подтверждение моральным ценностям, ощущение справедливости и логичности существования.

Осознание  своей силы

После тяжелейших и переживаний, у человека появляется осознание, своей способности справляться с трудностями, сохранить духовную целостность, продолжать жизнь, улучшая ее качество.

Во многих специальностях, связанных с потенциальным риском для жизни, можно услышать подобную фразу: «Разве это тяжело? Вот в (дата или событие) было действительно тяжело. Пережили то, переживем и это».

В заключении отметим, что, если ваша цель состоит в развитии собственной личности, совсем не обязательно переживать тяжелое травматическое событие. Наиболее щадящим способом роста и развития личности является психотерапия.

Мария Киселева, Дарина Кокурина

Поделиться в соц. сетях

0

2 thoughts on “Пять основных направлений посттравматического роста личности

  1. Андрей Филатов

    Мужчина 41 год. Нуждаюсь в психологической помощи.более года назад я находился в депрессии из-за кризисной ситуации с бизнесом. начиная с 07.07.2014г. сам спровоцировал агрессию по отношению к коллектору. мне наносится
    психологическая травма по подавлению, оскорблению, унижению, травле, сжиганию и уничтожению личности и доведению до самоубийства. применядись вредоносные техники тролинг, гештальт в кругу, газлайтинг. потеря бизнеса и зароботка, бессмысленность дальнейшей жизни. после года издевательств со стороны коллекторов дипрессия, психоз, нервное истощение. ушёл любимый человек — девушка. отрофирование эмоций. наступил посттравмотический синдром. флешбеки из старой счастливой жизни. флешбеки издевательств коллекторов.
    не принятие данной ситуации, она как бы стоит в стороне от моей жизни. посттравмотический синдром. неожиданные психозы. есть головные боли. сейчас живу в монастыре более 2 месяцев.
    Были детские травмы психики.

    • Олеся Францына

      Вам желательно вначале обратиться за помощью к врачу-психиатру. Психиатр оценит ваше состояние, порекомендует оптимальный режим лечения. Если доктор разрешит вам работать с психологом, тогда вы можете обратиться за психологической помощью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *