Причины развития ПТСР при утрате близкого

Посттравматическое стрессовое расстройство

Развитие посттравматического стрессового расстройства происходит при взаимодействии сильного стресса и особенностей психической жизни человека на трех основных уровнях: биологическом, личностном и социальном. Напомним, что предпосылкой для развития такого тяжелого заболевание как ПТСР является уязвимость психики к стрессу на всех этих уровнях.

К биологическим факторам уязвимости можно отнести: общее истощение организма вследствие заболевания, длительное нарушение сна, наличие психического расстройства, злоупотребление алкоголем, наркотиками.

Основной личностный фактор уязвимости — личностная незрелость.

Наиболее подвержены риску развития посттравматического стрессового расстройства люди с патологией характера и такими особенностями как:

  • склонность к виктимизации, то есть психологическая потребность ощущать себя жертвой;
  • инфантильность — склонность полагаться на других при возникновении жизненных трудностей из-за недостаточности собственных внутренних ресурсов или неумения ими пользоваться;
  • склонность к пессимистическому мышлению и негативная аффективность, то есть привычка оценивать все происходящее в негативном ключе и соответствующие ожидания в отношении своей личности и окружающего мира;
  • алекситимия, то есть неспособность понимать и выражать свои эмоции (в особенности эмоций страха и гнева);
  • низкая или нестабильная самооценка и ее зависимость от мнения окружающих;
  • повышенная чувствительность, выражающаяся к бурным эмоциональным реакциям в ответ на незначительные стимулы;
  • замкнутость, нелюдимость, сложности в установлении социальных контактов;
  • черно-белое мышление, то есть склонность видеть в происходящем или только плохое или только хорошее, без «полутонов»;
  • отсутствие гибкости в поведении и совладании со стрессом, то есть способности выделять особенности ситуации и адекватно на них реагировать.

Например, дети не обладают достаточным жизненным опытом, чтобы понимать некоторые нюансы ситуации, они используют такие способы реагирования, которые были эффективны раньше. Но, к сожалению, это не означает, что такие стратегии адекватны данной конкретной ситуации. Пожилым людям крайне сложно менять уже привычные, годами сложившиеся стратегии поведения, что не способствует гибкости реагирования на стресс.

Очень большое значение имеют те условия, в которых формировалась личность. Этот пункт сложно отнести только к особенностям личности или социального окружения. Так, пребывание в условиях (на момент утраты или ранее), способствующих невротизации: неполная семья, перекосы во внутрисемейных взаимоотношениях (гиперопека, безразличие, излишняя жесткость и требовательность), наличие психологического и/или физического насилия в семье, вовлечение ребенка в конфликты между родителями, инфантильность, нарциссизм родителей и, как следствие, искажение семейных ролей способствует формированию невроза. Девиз воспитывающей среды в этом случае, будет  звучать так: «не говори, не чувствуй, не доверяй».

Третьим уровнем, на котором происходит воздействие стрессового фактора, является разрыв или качественное изменение  социальных связей, снижение  способности человека функционировать в обществе.

Утрата близкого человека накладывает особенно сильный отпечаток на эту сферу. Важное значение имеют следующие социально-психологические факторы:

  • степень родства и эмоциональная близость в общении с утраченным близким, которые отражаются в частоте контактов с ним, характере общения с другими людьми. Наиболее уязвимы люди, утратившие близкого родственника, общение с которым имело высокую частоту и доверительный характер, особенно, в сочетании с напряженными отношениями с другими людьми;
  • слабые социальные связи и поддержка со стороны друзей и знакомых (имеющая большее значение, нежели поддержка со стороны родственников). Речь идет как об отсутствии друзей и достаточного количества эмоционально близких людей (например, вследствие эмиграции, пожилого возраста), так и о неудовлетворенности качеством тех отношений, которые уже существуют;
  • вторичная травматизация — то есть, негативное отношение окружающих к произошедшему событию, критика и обвинение страдающего человека или утраченного им близкого;
  • созависимые отношения с утраченным близким человеком, с психологической и материальной зависимостью от него;
  • низкий уровень дохода, низкий уровень образования и социальный статус.

Пример из практики.

Мужчина, 67 лет, обратился к психиатру с жалобами на трудности с засыпанием, тоску, вялость, сонливость, утрату радости от ранее любимых занятий. Нарушение сна с внезапными пробуждениями среди ночи, яркими сновидениями об умершей жене, сопровождающимися чувством страха. Он сообщил, что часто неожиданно появляются яркие воспоминания о жене, периодически испытывает острое чувство одиночества, а также гнев на оставившую его супругу, страх, что может  так же как она умереть от онкологического заболевания. Ощущает боли, похожие на те, что были у его жены незадолго перед смертью. Несмотря на отрицательные результаты обследований, выраженный страх смерти от онкологического заболевания сохраняется.

Во время беседы с психиатром мужчина сообщил, что с женой прожил более 30 лет и почти полностью зависел от нее в быту, вследствие чего испытывает сложности при приготовлении пищи, уходе за своим внешним видом и домом.

Заболевание у супруги выло выявлено неожиданно — после обморока в общественном месте. Проведенное лечение оказалось малоэффективно и смерть наступила через несколько месяцев после постановки диагноза. Это событие мужчина переживал тяжело, долгое время пытался «забыться», употребляя алкоголь. 

Дети, живущие в другом городе, неоднократно предлагали забрать отца к себе, однако он отказывался, не желая обременять их своими проблемами. Круг общения мужчины представляет собой нескольких знакомых, с которыми он ранее любил выпивать.

После проведения диагностики, был выставлен диагноз ПТСР, назначено лечение и рекомендовано прохождение курса психотерапии.

Травматический стресс после утраты значимого близкого воздействует в тех точках соприкосновения  человека и окружающей действительности, где изначально есть слабость или перекосы. Гармоничная, аутентичная личность обладает сбалансированностью черт характера, гибкими стратегиями совладания со стрессом, развитой сетью социальной поддержки, совокупность которых способствует позитивной когнитивной переработке болезненного события.

Развитие своей личности, повышение ее зрелости принесет не только способность к достижению гармонии в жизни, но позволит встретить тяжелые жизненные ситуации, и не «сломаться», то есть использовать их для дальнейшего развития. Важно  научиться  формировать социальные связи и строить отношения, исправить деструктивные родительские установки, освободиться от виктимности, то есть перестать быть жертвой. Все эти цели достижимы с помощью краткосрочных и долгосрочных психотерапевтических программ.

С этой статьей обычно читают:

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтверждение пользовательского соглашения

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю условия Пользовательского соглашения, Публичного Договора-оферты об оказании услуг, Публичного Договора-оферты об обработке персональных данных и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2006 г № 152-ФЗ "О персональных данных" на условиях и для целей, определенных политикой конфиденциальности