Не могу взять себя в руки и начать хоть что-то делать. Что мне делать?

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Меня зовут Александр, мне 19 лет. Моя проблема в следующем. Я уже второй год подряд бросаю ВУЗ по собственному желанию,несмотря на то, что выбранная специальность (два раза поступал на одну и ту же, просто ВУЗы разные) , как мне казалось целиком и полностью моя, и в ней я чувствую себя, как рыба в воде. Но получается так, что несмотря на всё это, проучившись полгода (причём, спустя рукава, и без особого энтузиазма, хотя на первых порах наблюдается всплеск энергии и продуктивная работа) , я бросаю учёбу, причем не борясь за возможность остаться. Пропадает всякое желание учится и я впадаю в жестокую депрессию и неуверенность в своих силах. Родители не знают, что со мной делать, и я сам в тупике, ибо не представляю , как жить дальше. Я понимаю, что подвёл своих родных и близких, и, что по возвращению домой, я буду презираем, но всё равно не могу взять себя в руки и начать хоть что-то делать. Что мне делать? Спасибо.

 

Ответ психолога theSolution:

Баннер4_3Личная неэффективность — признак невроза

Ваши проблемы могут быть связаны с общим низким уровнем развития вашей личности. Скорее всего, у вас есть проблемы с таким параметром личностного развития как «Ориентация во времени». Это означает, что ваши замыслы и ваши действия не то, что не соответствуют друг другу, а не взаимосвязаны между собой. Ситуация, которую вы описали нельзя назвать   «трудностями с личной эффективностью». Правильнее это было бы назвать  полной личной неэффективностью.

Невроз это следствие ошибок воспитания и/или психотравм

Когда человек делает все, чтобы добиться жизненной неудачи в какой-либо жизненной сфере, ему желательно проверить свое психическое здоровье на предмет выявления невроза. Неврозы являются небиологической формой психопатологии, следствием неправильного обучения и воспитания человека, т. е. «когнитивной болезнью». Сущность неврозов состоит в том, что личностный потенциал человека не раскрыт.

Уровень развития невротической личности составляет менее 44 процентов по 14 параметрам теста САТ-САМОАЛ. У личностно эффективных людей уровень развития личности составляет более 60 -65 процентов по каждому параметру. Личная эффективность прямо  коррелирует с показателями по шкалам «Ориентация во времени» и «Автономность».

Привычка поддаваться меняющимся эмоциям

Важно понимать, что у невротической личности есть  системные, принципиальные искажения на  таких слоях психики, как  убеждения,  мышление, эмоции, эмоциональные решения .

Базовая внутриличностная проблема при прокрастинации и личной неэффективности состоит в нехватке  эмоционально-волевых навыков.

Обратите, пожалуйста внимание на то, что вы выбрали ВУЗ по душе. Первое время вам нравится в нем учиться. Так, вы пишете, что на первых порах  у вас наблюдается «всплеск энергии и продуктивная работа». Вам кажется, что профессия целиком и полностью ваша, и в ней вы чувствуете себя, как рыба в воде.  В эти моменты вы чувствуете воодушевление и радость, эмоции помогают вам учиться какое-то время. Далее, при встрече с препятствиями, ваше эмоциональное состояние меняется, пропадает воодушевление и радость — нужно просто работать.  В этот момент вы принимаете эмоциональное решение и под влиянием чувства дискомфорта  отказываетесь прилагать дальнейшие усилия.

По сути, вы используете свою привычную  детскую стратегию:  поддаться эмоциям, идти легким путем и жить без периодов плодотворного труда и  напряжения сил.  Это есть ваше раннее негативное детское решение, приводящее к печальным результатам в реальной жизни. Для развития личности нужно в точке принятия решений выбирать другую стратегию. Нужно учиться  преодолевать трудности, идти туда, где сложнее и тяжелее. Тогда вы окрепнете.

Самодисциплина — одна из ведущих добродетелей человеческого характера.

Обучение профессии, развитие интеллектуальных навыков — это тяжелый,  ежедневный труд.  Для того, чтобы стать мастером своего дела в любой профессии нужно потратить много лет усилий (в среднем более 10 000 часов), прочитать несколько сотен книг (от 500 и более). С этой целью  приходится отказываться от развлечений и мимолетных удовольствий, заставлять себя делать то, что трудно и не хочется. Одни люди умеют преодолевать себя, другим еще предстоит этому научиться.

Что такое эмоционально-волевые навыки

Когда человек может заставить себя действовать вопреки своим эмоциям, говорят о том, что у него сильная воля. Если человек поддается своим меняющимся эмоциям и принимает эмоциональное решение развлекаться и отдыхать, вместо того, чтобы трудиться и учиться, говорят о том, что у него слабая воля.
Таким образом ваша проблема состоит в том, что у вас слабая воля. Вы принимаете эмоциональные решения бездействовать, каждый раз когда у вас возникает другое дискомфорта, иная эмоция.

Слабая воля помогает добиться неудачи в жизни и сыграть роль жертвы

Сам факт того, что у вас слабая воля, говорит об ошибках воспитания, допущенных вашими родителями в процессе вашего развития. Они должны были вас научить отличать в себе эмоции и научить вас не поддаваться им. Эмоциональные решения это норма для детского возраста, но не для подросткового и тем более не для взрослого.

Конечно, вы можете возразить, что у многих людей есть проблемы с тем, чтобы добиваться долгосрочных целей. И будете правы. Многие люди откладывают дела на потом, неспособны отказать себе в удовольствии лениться, потакают своим слабостям. Но это не значит, что они психологически благополучны. Среднестатистический человек — личность невротическая, а невроз, как уже было сказано выше, это форма когнитивной психопатологии. Бессознательной целью невротической  личности является достижение неудачи в какой либо сфере жизни.

Быть неудачником и заниматься самооправданием очень удобно.

Быть беспомощной жертвой, якобы ни на что не способной,  выгодно и удобно.Выгодно тем, что эмоции жалости вы все равно получите, а заставлять себя действовать не нужно. Немного жалости к себе, немного страдания и презрения к себе, но зато  ничего  не надо делать. Можно далее играть в компьютерные игры, смотреть телесериалы, серфить в соцсетях или просто заедать свои проблемы. Долю негативного внимания от родственников получили, чувства одиночества нет. Теперь можно не трудиться ради того, чтобы тебя по-настоящему уважали. Согласитесь, быть неудачником легче и выгоднее.

Займитесь саморазвитием и станьте аутентичной личностью

Образцом душевного здоровья являются личности аутентичные, у них нет проблем с волей и самодисциплиной. Они способны трудиться, не покладая рук, много лет с тем, чтобы добиться желаемой цели. Аутентичные личности глубже и сильнее испытывают эмоции, но у них выработан очень важный психологический навык. Они обучены наблюдать за своим эмоциональным состоянием и поступать вопреки тому импульсу, который подсказывает все бросить. К слову сказать, аутентичные люди обучены  не обращать внимания на свои эмоции, если это мешает достичь нравственной цели.

Аутентичные люди умеют не принимают эмоциональных решений и умеют шаг за шагом преодолевать трудности, выходить за рамки зоны комфорта. Это делает возможным достижение долгосрочных целей. Хорошая новость состоит в том, что выполняя психотерапевтические упражнения, вы можете повысить свой уровень развития личности с невротического до аутентичного. Это нелегко, займет несколько лет регулярных занятий со специалистом. Но  важно понимать, что это возможно. Любой биологически здоровый человек может стать аутентичным и личностно эффективным, если будет следовать законам психогигиены и законам тренировочного процесса.

Любой психологический навык можно в себе выработать.

Откажитесь от невротических моделей мышления, эмоционального реагирования и поведения. Научитесь думать и реагировать по-другому, без когнитивных искажений. Делайте упражнения по развитию своей воли. Начните с малого и постепенно наращивайте результаты, и у вас непременно получится натренировать волю и самодисциплину.

P.S. Психотерапия требует времени.  Людям, с непроработанными эмоционально-волевыми навыками очень тяжело заниматься с психотерапевтом или клиническим психологом непрерывно. Потому мы  своей работе учитываем этот фактор. У нас есть определенная последовательность из 10 неспецифических курсов психотерапии, направленная на общее. ускоренное  развитие личности до уровня 60- 65 процентов по тесту CAT (САМОАЛ). Начинается эта последовательность с курса «Коррекции негативных детско-родительских программ» и заканчивается «Системным планированием образа жизни». Десять курсов  являются единой последовательностью, помогающей скорректировать основные моменты когнитивных ,невротических нарушений.  Компактные, интенсивные  краткосрочные курсы созданы специальным образом так, чтобы можно было в обозримые сроки проработать часть проблемы. При этом можно увидеть и оценить  свое продвижение вперед, а также, при необходимости, отдохнуть между курсами, набраться сил.  Курсы краткосрочной поэтапной психотерапии позволяют не чувствовать себя виноватыми из-за слабой самодисциплины и из-за сниженной способности к активным, целенаправленным действиям.

icon_question_100
Находитесь в сложной жизненной ситуации? Получите бесплатную и анонимную консультацию психолога у нас на сайте или задайте свой вопрос в комментариях.

Задать вопрос психологу

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтверждение пользовательского соглашения

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю условия Пользовательского соглашения, Публичного Договора-оферты об оказании услуг, Публичного Договора-оферты об обработке персональных данных и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2006 г № 152-ФЗ "О персональных данных" на условиях и для целей, определенных политикой конфиденциальности