Какие личностные навыки можно развить?

Какие личностные навыки можно развить?

Нам так часто на протяжении жизни приходится слышать фразу «люди не меняются», что мы поневоле начали верить в это, как в теорему, не требующую доказательств. Между тем, статичность личности отнюдь не аксиома.

Личность человека складывается из темперамента, характера, а также системы ценностей и убеждений.

Из трех перечисленных слагаемых врожденным является только темперамент – ритмичность, реактивность и другие свойства, которыми один младенец отличается от другого.

Характер — это набор привычек, усвоенных моделей поведения (копирование родительских шаблонов, системы выборов и принятия решения) и эмоционального реагирования. Так, у ребенка, которого воспитывают в обстановке постоянно меняющихся правил (сегодня запрещается то, что вчера было можно), сформируются истерические черты характера (добиться своего любой ценой). Если на ребенка не обращают внимания, сформируются шизоидные черты (мечтатель, живущий в своем внутреннем мире). Если демонстративная личность научится самоограничению и контролю эмоций, произойдет коррекция характера: расширится диапазон усвоенных моделей мышления, эмоционального реагирования, схем принятия решения, системы  выборов, схем мышления. Модели, полученные в детстве, останутся, но человек, выучивший новые – адаптивные – модели поведения и мышления, не станет к ним прибегать. Со стороны такая личность будет восприниматься изменившийся в лучшую сторону.

Наконец, третья составляющая личности – система ценностей и убеждений – формируется преимущественно в подростковом возрасте. Что вовсе не исключает возможности скорректировать ее в зрелом возрасте.
Однако мы привыкаем думать о себе определенным образом, и это представление о себе влияет на наши жизни гораздо сильнее, чем реальные способности.

Наше отношение к самим себе почти всегда копирует отношение тех, кто нас воспитывал. Самый простой пример – девушке, которую близкие люди в детстве называли уродиной или тупицей, трудно будет позволить себе использовать возможности, которые дарит жизнь. Такая девушка купит себе неброский дешевый костюм, вступит в отношения с проблемным парнем и выберет скучную неквалифицированную работу – потому что в глубине души она не верит, что заслуживает лучшего для себя.

Какие качества можно в себе развить?

Осваивая разные модели мышления (критическое, стратегическое, детализированное), мы учимся лидерству и решению конфликтов, приобретаем способности к активным действиями и планированию времени, прокачиваем коммуникативные навыки.

Владение эмоциями и адаптивная модель принятия решений позволяют нам не принимать необдуманные (проигрышные) эмоциональные решения. В процессе получения навыка, изучаются теория принятия решения, а также алгоритмы поведения и принятия решения в стрессовой ситуации или ситуации неопределенности.

Самый, пожалуй, важный навык, который можно и нужно приобрести в процессе коррекции личности, — это системное планирование жизни. Благодаря ему, мы способны ориентироваться на цель —  образ той жизни, которую хотим построить и прожить.

Как развить в себе эти качества?

Чтобы развить новые качества, в первую очередь, необходимо дать себе разрешение прожить свою жизнь не по полученному от родителей сценарию, а по собственному усмотрению.

Еще одна выученная в детстве псевдо-аксиома опять играет против нас: умные учатся на чужих ошибках, дураки – на своих. Утверждая так, старшие родственники, безусловно, желают нам только добра. Но на деле происходит полное обесценивание нашего опыта. Чтобы позволить себе совершать собственные ошибки, нужно пересмотреть структуры психики, закладка которых осуществлялась в детском возрасте. Основные структуры — Я-концепция и самооценка.

Я-концепция и самооценка

Заниженная самооценка и поврежденная Я-концепция являются следствиями гиперкритики и обесценивающих фраз, которые ребенок слышал и в истинность которых поверил. К сожалению, дети верят взрослым, даже когда те не делают ничего полезного для их воспитания.  Так, ребенок, на которого обращают внимание только в случае провалов, все успехи воспринимая как должное, подсознательно принимает решение избегать успешности. Ведь каждая неудача дает ему суррогат эмоциональной близости с родителями: если не хвалят, то пусть хоть поругают, пообщаются. В роли жертвы с выученной беспомощностью он получает принятие, в то время как любая конструктивная деятельность влечет за собой отчуждение, равнодушие или критику.

Представление о себе у многих людей может сильно отличаться от объективной реальности.

Поэтому судить о внутреннем «я» следует не по словам человека, а по его реальным делам и поступкам. У личности из приведенного примера, принявшей раннее негативное решение быть несчастным, отсутствует волевая активность. Такой человек любит поговорить, но пасует перед действиями, плохо понимает, чего хочет от жизни, и из всех путей выбирает самый легкий. Привычка всегда идти по пути наименьшего сопротивления – яркий признак поврежденной Я-концепции.

А признаком заниженной самооценки является распространенный страх потерпеть неудачу. Человек с низкой самооценкой решится на активные действия только со стопроцентной гарантией успешного результата. Страх неудачи – основная причина того, что мы боимся рвать отношения, даже если они проблемные, двигаться по карьерной лестнице или открывать собственный бизнес.

При коррекции поврежденных Я-концепции и самооценки необходимо выполнить ряд упражнений на осознание своей схемы неудачи. После чего принимается решение: человек остается неудачником в этой сфере жизни или берется за ее налаживание.

Психолог демонстрирует схемы мышления, которые характерны для человека, принявшего решение сдаться и жить, плывя по течению, и схемы мышления человека, который решил активно действовать, учиться, перенимать другой опыт мышления, эмоционального реагирования и действий и применять его к своей жизни.
Помимо этого корректируются еще 14 структур; все вместе они являются базой для формирования уверенности в себе, независимости от мнения других людей. Уверенность в себе  является основой для развития более специфических навыков. В частности, появляется умение действовать в ситуации неопределенности, когда нет гарантий благополучного исхода.

Для того, чтобы выработать в себе новые привычки, нужно делать определенные психологические упражнения.

Их необходимо выполнять ежедневно и регулярно на протяжении нескольких недель подряд, пока не появятся первые признаки понимания, что можно думать, реагировать и действовать вопреки привычной схемы. (Прим.  Чем старше человек, тем больше времени ему нужно на усвоение упражнений.) Новая схема вполне может оказаться более жизнеспособной. Расширение диапазона моделей мышления, реагирования и поведения называется развитием личности. У среднестатистического человека набор стратегий реагирования исчисляется тремя-четырьмя, у зрелой личности, в свою очередь, их от 36 и выше.

Залог успеха – в регулярности: чтобы натренировать красивое тело, нужно делать ежедневные физические упражнения, чтобы создать красивую личность – требуются ежедневные психологические упражнения.  И не стоит путать чтение об упражнениях с их реальным выполнением.

Дарина Кокурина, Наталья Рассказова

С этой статьей обычно читают:

Если Вам трудно доводить дела до конца – это можно исправить!

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *