Какие личностные навыки можно развить?

Какие личностные навыки можно развить?
Наталья Рассказова, ментор по развитию личности, психотерапевт

Наталья Рассказова, ментор по развитию личности, психотерапевт

Нам так часто на протяжении жизни приходится слышать фразу «люди не меняются», что мы поневоле начали верить в это, как в теорему, не требующую доказательств. Между тем, статичность личности отнюдь не аксиома.

Личность человека складывается из темперамента, характера, а также системы ценностей и убеждений.

Из трех перечисленных слагаемых врожденным является только темперамент – ритмичность, реактивность и другие свойства, которыми один младенец отличается от другого.

Характер — это набор привычек, усвоенных моделей поведения (копирование родительских шаблонов, системы выборов и принятия решения) и эмоционального реагирования. Так, у ребенка, которого воспитывают в обстановке постоянно меняющихся правил (сегодня запрещается то, что вчера было можно), сформируются истерические черты характера (добиться своего любой ценой). Если на ребенка не обращают внимания, сформируются шизоидные черты (мечтатель, живущий в своем внутреннем мире). Если демонстративная личность научится самоограничению и контролю эмоций, произойдет коррекция характера: расширится диапазон усвоенных моделей мышления, эмоционального реагирования, схем принятия решения, системы  выборов, схем мышления. Модели, полученные в детстве, останутся, но человек, выучивший новые – адаптивные – модели поведения и мышления, не станет к ним прибегать. Со стороны такая личность будет восприниматься изменившийся в лучшую сторону.

Наконец, третья составляющая личности – система ценностей и убеждений – формируется преимущественно в подростковом возрасте. Что вовсе не исключает возможности скорректировать ее в зрелом возрасте.
Однако мы привыкаем думать о себе определенным образом, и это представление о себе влияет на наши жизни гораздо сильнее, чем реальные способности.

Наше отношение к самим себе почти всегда копирует отношение тех, кто нас воспитывал. Самый простой пример – девушке, которую близкие люди в детстве называли уродиной или тупицей, трудно будет позволить себе использовать возможности, которые дарит жизнь. Такая девушка купит себе неброский дешевый костюм, вступит в отношения с проблемным парнем и выберет скучную неквалифицированную работу – потому что в глубине души она не верит, что заслуживает лучшего для себя.

Какие качества можно в себе развить?

Осваивая разные модели мышления (критическое, стратегическое, детализированное), мы учимся лидерству и решению конфликтов, приобретаем способности к активным действиями и планированию времени, прокачиваем коммуникативные навыки.

Владение эмоциями и адаптивная модель принятия решений позволяют нам не принимать необдуманные (проигрышные) эмоциональные решения. В процессе получения навыка, изучаются теория принятия решения, а также алгоритмы поведения и принятия решения в стрессовой ситуации или ситуации неопределенности.

Самый, пожалуй, важный навык, который можно и нужно приобрести в процессе коррекции личности, — это системное планирование жизни. Благодаря ему, мы способны ориентироваться на цель —  образ той жизни, которую хотим построить и прожить.

Как развить в себе эти качества?

Чтобы развить новые качества, в первую очередь, необходимо дать себе разрешение прожить свою жизнь не по полученному от родителей сценарию, а по собственному усмотрению.

Еще одна выученная в детстве псевдо-аксиома опять играет против нас: умные учатся на чужих ошибках, дураки – на своих. Утверждая так, старшие родственники, безусловно, желают нам только добра. Но на деле происходит полное обесценивание нашего опыта. Чтобы позволить себе совершать собственные ошибки, нужно пересмотреть структуры психики, закладка которых осуществлялась в детском возрасте. Основные структуры — Я-концепция и самооценка.

Я-концепция и самооценка

Заниженная самооценка и поврежденная Я-концепция являются следствиями гиперкритики и обесценивающих фраз, которые ребенок слышал и в истинность которых поверил. К сожалению, дети верят взрослым, даже когда те не делают ничего полезного для их воспитания.  Так, ребенок, на которого обращают внимание только в случае провалов, все успехи воспринимая как должное, подсознательно принимает решение избегать успешности. Ведь каждая неудача дает ему суррогат эмоциональной близости с родителями: если не хвалят, то пусть хоть поругают, пообщаются. В роли жертвы с выученной беспомощностью он получает принятие, в то время как любая конструктивная деятельность влечет за собой отчуждение, равнодушие или критику.

Представление о себе у многих людей может сильно отличаться от объективной реальности.

Поэтому судить о внутреннем «я» следует не по словам человека, а по его реальным делам и поступкам. У личности из приведенного примера, принявшей раннее негативное решение быть несчастным, отсутствует волевая активность. Такой человек любит поговорить, но пасует перед действиями, плохо понимает, чего хочет от жизни, и из всех путей выбирает самый легкий. Привычка всегда идти по пути наименьшего сопротивления – яркий признак поврежденной Я-концепции.

А признаком заниженной самооценки является распространенный страх потерпеть неудачу. Человек с низкой самооценкой решится на активные действия только со стопроцентной гарантией успешного результата. Страх неудачи – основная причина того, что мы боимся рвать отношения, даже если они проблемные, двигаться по карьерной лестнице или открывать собственный бизнес.

При коррекции поврежденных Я-концепции и самооценки необходимо выполнить ряд упражнений на осознание своей схемы неудачи. После чего принимается решение: человек остается неудачником в этой сфере жизни или берется за ее налаживание.

Психолог демонстрирует схемы мышления, которые характерны для человека, принявшего решение сдаться и жить, плывя по течению, и схемы мышления человека, который решил активно действовать, учиться, перенимать другой опыт мышления, эмоционального реагирования и действий и применять его к своей жизни.
Помимо этого корректируются еще 14 структур; все вместе они являются базой для формирования уверенности в себе, независимости от мнения других людей. Уверенность в себе  является основой для развития более специфических навыков. В частности, появляется умение действовать в ситуации неопределенности, когда нет гарантий благополучного исхода.

Для того, чтобы выработать в себе новые привычки, нужно делать определенные психологические упражнения.

Их необходимо выполнять ежедневно и регулярно на протяжении нескольких недель подряд, пока не появятся первые признаки понимания, что можно думать, реагировать и действовать вопреки привычной схемы. (Прим.  Чем старше человек, тем больше времени ему нужно на усвоение упражнений.) Новая схема вполне может оказаться более жизнеспособной. Расширение диапазона моделей мышления, реагирования и поведения называется развитием личности. У среднестатистического человека набор стратегий реагирования исчисляется тремя-четырьмя, у зрелой личности, в свою очередь, их от 36 и выше.

Залог успеха – в регулярности: чтобы натренировать красивое тело, нужно делать ежедневные физические упражнения, чтобы создать красивую личность – требуются ежедневные психологические упражнения.  И не стоит путать чтение об упражнениях с их реальным выполнением

Автор статьи — Наталья Рассказова,  ментор по развитию личности для интеллектуальной элиты и предпринимателей,  психотерапевт.

С этой статьей обычно читают:

Если Вам трудно доводить дела до конца – это можно исправить!

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтверждение пользовательского соглашения

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю условия Пользовательского соглашения, Публичного Договора-оферты об оказании услуг, Публичного Договора-оферты об обработке персональных данных и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2006 г № 152-ФЗ "О персональных данных" на условиях и для целей, определенных политикой конфиденциальности