Как мне читать, чтобы запоминать и понимать материал? Как правильно готовиться к экзамену?

Вопрос психологу:

Здравствуйте. Сейчас учусь в институте, и приходится много читать. Учебники, с новыми понятиями, терминами, новыми для меня смыслами, идеями. И  столкнулась вот с чем — прочитала учебник, а через несколько дней как раз прислали список экзаменационных вопросов по этому предмету. И я смотрю
список, темы вроде знакомые, но я понимаю, что я практически ничего не запомнила из прочитанного. И не могу ответить сейчас, просто для себя, ни на один вопрос из билетов. Почему так произошло? И как мне читать, чтобы запоминать и понимать материал? Конечно, можно прочитать учебник прямо за два
дня до экзамена, но ведь мне по нескольким предметам несколько учебников читать. Получается, что я готовлюсь сейчас, осенью, а к январю всё забуду.  Как правильно готовиться? Может, конспект каждой книги составлять? Заранее благодарю!

Ответ психолога theSolution:

Баннер4_3Начинайте готовиться к экзамену как можно раньше.

Это поможет вам распределить нагрузку и не нервничать из-за того, что времени мало, а выучить нужно много.  Выбирайте самые лучшие учебники по предмету и начинайте подготовку по плану. Следуйте принципу матрицы Эйзенхауэера: для успешного достижения цели ваши дела должны быть важными и несрочными. Срочные и важные дела — источник сильного стресса и ненужных переживаний. Познавательная активность проявляется в спокойном состоянии. Никто не может учиться нормально, находясь в состоянии сильного стресса. Для того, чтобы вы были спокойны, вы должны быть уверены в том, что у вас есть в запасе достаточно времени. Учеба не терпит спешки и суеты.

Когда вы первый раз открываете учебник, внимательно изучите оглавление.

Рассматривать учебник нужно не для того, чтобы, как в том анекдоте, ответить на вопрос, какого  он цвета. Это нужно для того, чтобы получить общее представление об объеме  информации, требующемся для качественного усвоения.  Посмотрите внимательно, каким темам  отдается приоритет, какие темы находятся в соподчиненном отношении к приоритетным.  Сравните учебники разных авторов между собой по объему информации и качеству изложения материала. Понимая объем новой информации и ознакомившись с названием тем , вы сможете выстроить мысленно базовый скелет тем, на который будете нанизывать все остальные знания.

Даже если вы гениальны, не забывайте, что «повторение —  мать учения»

Помните, что учеба это тяжелый интеллектуальный труд, и уставать — это нормально.  Даже если вы  очень талантлива и способна от природы, если у вас блестящая память, для работы с информацией вам желательно выработать определенные навыки. Если у  вас от природы прекрасная память, то нижеописанная методика четырех повторов вам поможет. Если у вас от природы память обычная, тогда делайте все  тоже самое, но увеличьте количество повторов до восьми или даже до пятнадцати. Не забывайте отдыхать между повторами техники по 10-15 минут. Давайте подробно  разберем вопрос о том, как качественно, на совесть усвоить информацию.

Прочитайте новую главу первый раз и выпишите новые термины

ермин — это словесное выражение понятия. Мы мыслим понятиями, а в языке отражаем мыслимые понятия словами-терминами.  После ознакомления с названием  предмета, автором учебника и оглавлением, полезно один раз прочитать первую главу целиком, выписывая в тетрадку незнакомые для себя слова.

При   обучении важно соблюдать следующий принцип.

Встретив незнакомое слово, вы останавливаетесь для того, чтобы понять его. Нельзя двигаться дальше,  споткнувшись о непонятное слово.

Дело в том, что каждое слово или устойчивое сочетание слов является носителем важной смысловой информации. Искажение смыслов дает простор для манипуляций. Неверное понимание смысла термина приведет к существенным ошибкам в рассуждениях. Вы не сможете ни спорить, ни распознать ложь, ни доказать, что вы правы, если экзаменатор задаст вам запутывающий вопрос.  Поэтому, встретив незнакомое слово, нужно посмотреть его значение в толковом словаре. Желательно смотреть словари, изданные при Советском Союзе или еще до революции, так как в некоторых современных словарях много искажений в части толкования абстракционизмов. Абстракционизмы, это такие слова, как свобода, любовь, доброта, нравственность, порядочность, успех и прочие.

Если слово иностранное, имеет смысл посмотреть его этимологию,  т.е происхождение, чтобы стала ясна языковая логика. Почему этот термин назвали именно так, а не иначе? Трудно запоминать то, в чем не видишь никакой взаимосвязи. Выучив  корни латинских и греческих  слов, очень легко изучать научные термины. В пугающих и наукообразных словах появляется простой и понятный смысл, который легко запомнить.

Зачем нужно изучать правильный смысл новых слов?

Все это поможет  вам отвечать на вопросы экзаменатора, руководствуясь логикой. Вас трудно будет поставить в тупик, потому что вы сможете воспроизвести в своей памяти  определение понятия и его объем, укажете пять признаков понятия  и три вида отношения между понятиями.  Сложность ответов на скользкие вопросы может возникнуть тогда, когда вы не уделили внимание изучению определения понятия,  их  точного смысла и взаимосвязи между понятиями, а также области применения термина.

Помните, что непонимание правильного смысла слов является одним из признаков глупости. Чем умнее человек, тем больше его словарный запас, тем большим количеством терминов и смыслов он  может оперировать в своем мышлении и, соответственно, в речи. Когда человек стремится ограничивать свой словарный запас, обходиться простыми и незамысловатыми смыслами —  он деградирует. Когда человек увеличивает словарный запас познает значение сложных терминов — он развивается.

Объяснение термина, или его толкование нужно прочитать четыре раза  следующим образом.

  • Первый раз вдумчиво прочитываете объяснение термина в толковом словаре. Затем закрываете текст  толкования так, чтобы вы не могли подсматривать и по памяти его воспроизводите вслух.
  • Второй раз прочитываете толкование термина про себя и мысленно сверяете текст с тем, что вы только  что произносили вслух. Как правило то, что вы забыли — это то, что вы недопоняли или не сочли важным. Затем опять проговариваете толкование термина из толкового словаря вслух.
  • Делаете всего четыре подхода, чтобы правильный  смысл термина без искажений был загружен в «файлы» вашей памяти.
  • Идеально, если бы вы перед поступлением в институт выучили третью тему из курса логики. Она как раз касается признаков понятий и терминов. Очень удобно учить новые термины по схеме, предложенной еще Аристотелем и не потерявшей актуальность до наших дней.

Прочитайте новую главу во второй раз, стараясь понять ее смысл

Задача второго прочтения главы  состоит в том, чтобы понять логические взаимосвязи между новыми терминами. Когда вы запоминаете отношения между понятиями, вы должны их мысленно проклассифицировать в соответствии с логическими правилами: причинно-  следственное, временное, пространственное отношение.

После второго прочтения текста, вы нужно вслух негромким голосом пересказать то, что вы поняли  и запомнили. Проговаривание вслух помогает установить связь между мышлением и активностью речевого аппарата, так как без тренировки проговаривания вы  не сможете ни внятно рассказать текст, ни связно ответить на вопрос в состоянии стресса. Чтение и рассказ — это два разных навыка, важно тренировать и тот, и другой.

При скорочтении, когда исключается навык  проговаривания, происходит деградация качества речи человека. Возникает ситуация: «все понимаю, а объяснить ничего не могу». Если вы сдаете устный  экзамен, то техника проговаривания — это основное, что поможет подготовиться к общению с преподавателями. Вам будет легче выглядеть прилично, когда  ваша речь бойкая и уверенная. Этого можно добиться прилежным проговариванием текста по памяти но своими словами, без зазубривания, задействуя логику,  понимание смыслов и произвольную речь при пересказе.

Никогда и ни в коем случае не зазубривайте материал!

Зубрежка — это не учеба, а насмешка над подлинным образованием. Образование  — это процесс
нанизывание дополнительных смыслов на основной скелет смыслов и выстраивание правильной иерархии, взаимосвязей между смыслами. Именно поэтому в  образовании важна последовательность, и так важно устранять любые пробелы в пропущенных темах с помощью репетиторов или самостоятельно. В противном случае не на что будет нанизывать новые смыслы, учеба будет касаться непосильной и скучной.

 Прочитайте новую главу в третий раз и отдохните от  «поглощения» информации

Вы вдумчиво и медленно  читаете про себя ту же самую главу в третий раз и обращаете внимание на те моменты, которые прошли мимо вашего понимания. После третьего  прочтения должен быть третий пересказ текста вслух. Затем  небольшой отдых, например  15- 25 минут.

Отдых при интеллектуальном труде —  это  сознательное ограждение себя от  любой внешней информации, даже легкой и ненавязчивой. Во  время отдыха от чтения учебника  вы не читаете новости, не смотрите фильм, не серфите в интернете. Рассматривайте «поглощение» любой новой информации не как отдых, а как дополнительную и ненужную информационную нагрузку, или работу. Это вам поможет устоять перед соблазном почитать, кто что прокомментировал в соцсетях. Серфинг в интернете — это нагрузка на психику, а не отдых.

Помните, что психика «питается»  информацией, и много она «скушать» не сможет. Если вы стали загружать информацию из интернета или тв, у вас не останется сил на изучение учебника.  Для того, чтобы не переутомиться и не заработать неврастению на учебе, нужно тщательно экономить ресурсы психики, необходимые для «поглощения» новой информации. Рассчитывайте свои силы разумно, планируйте серфинг в интернете  на те дни и часы, когда вы действительно можете себе это позволить.

Четвертое прочтение текста и конспектирование материала

После отдыха, вы можете просмотреть вопросы для повторения, они обычно пишутся в конце главы. Затем приступайте к четвертому прочтению той же самой  главы, одновременно  письменно конспектируя ключевые идеи главы. Идеи отражайте в виде ярких цветных схем, графиков, рисунков, а также записи ключевых пунктов, прямо отвечая на вопросы к содержанию главы. Помните, что экзаменатор будет задавать вам именно эти вопросы, из них же составляются  экзаменационные билеты. Таким образом, составляя конспект ответов на эти вопросы, вы напрямую готовитесь к экзамену.

Составив конспект ответов на вопросы, прочитав главу четвертый раз, сделайте следующее. Задайте сами себе вопрос из тех, которые находятся в конце главы и сами же себе вслух  ответьте на него. При затруднениях можно подглядывать в учебник, но лучше отвечать произвольно, своими словами. Таким образом вы запишете информацию
себе в кратковременную память.

Вы задействовали пять видов памяти и успешно записали новую информацию в кратковременную память

Вышеописанная методика задействовала  несколько видов памяти.  Во-первых, это моторная память при движении кисти руки. Во-вторых, моторная память мышц  речедвигательного аппарата при тренировке произвольной речи.  В-третьих, была задействована зрительная память, особенно, если вы  выделяли важные вещи в конспекте цветными фломастерами, карандашами или  ручками. Схемы, графики, рисунки тоже активировали зрительную память. Когда вы повторяли текст вслух, вы задействовали не только моторику речи, но и  слуховую память. Когда отвечали на вопросы в конце главы, обдумывали смысловые отношения между понятиями, вы задействовали смысловую память. Таким  образом вы одновременно  использовали пять видов памяти, каждая из которых помогла вам усвоить материал качественно и записать его  в кратковременную память.  Затем вам нужно выполнить работу для того, чтобы материал усвоился в вашу долговременную память.

Запись информации в долговременную память. Как это делается технически?

Достигается эта цель повторением материала (прочитывание+ пересказ) через определенные промежутки времени. В течение следующих трех дней каждый день  один раз читайте главу, затем смотрите в конспект и один раз пересказывайте ответы на вопросы вслух. Потом это же самое действие (прочтение, просмотр конспекта и пересказ ответов на вопросы) нужно будет повторить через  одну, две, три недели, а также через один, два и три месяца. Затем повторите материал во время сессии, непосредственно за несколько дней до экзамена.

Вы увидите, что вы настолько хорошо помните материал учебника, что предстоящий экзамен не вызывает чувства тревоги. У вас есть время, чтобы уделить внимание нюансам, на которые указывал преподаватель в своих лекциях.

Используя этот метод запоминания вы будете блестяще сдавать экзамены, а ваши преподаватели будут восхищаться вами. Не забывайте освежать заученный  материал раз в пять лет и производите благоприятное впечатление своей образованностью. Нанизывайте новые знания на хорошо усвоенный материал, и учиться вам будет все легче и легче. Всего вам доброго!

icon_question_100
Находитесь в сложной жизненной ситуации? Получите бесплатную и анонимную консультацию психолога у нас на сайте или задайте свой вопрос в комментариях.

Задать вопрос психологу

Поделиться в соц. сетях

0

7 thoughts on “Как мне читать, чтобы запоминать и понимать материал? Как правильно готовиться к экзамену?

  1. Марина

    Большое спасибо за информацию! Очень ценно. А можно еще уточнить — мы же готовимся по разным предметам. Как лучше — сначала полностью изучить материал одного предмета (2-3 учебника), а потом через несколько недель приступать к следующему, другому предмету? Или параллельно учить — «сначала читаем все первые главы всех предметов, потом через 2 недели изучаем все вторые главы»?

    • Наталья Рассказова

      Некоторые науки не связаны между собой так, что материал одного учебника необходим для изучения другого. Например грамматика русского языка и арифметика не очень сильно связаны между собой. Потому их можно изучать параллельно. Многие дисциплины связаны между собой так, что без изучения первой не поймешь вторую. Например, не выучив математику до уровня, когда тригонометрия тебя не пугает, не сможешь усвоить физику, ее базовый уровень. При такой взаимосвязи вначале изучаются учебники тех предметов, которые являются «нижней ступенью». Потом изучаются учебники более «высокой ступени» в системе знаний.

      Задача вашего преподавателя объяснить вам системный подход в получении знаний. Это означает, объяснить вам, как в вашей профессии устроена иерархия образовательных предметов. Какие из предметов приоритетные, какие из них базовые. Высшее образование почему называется фундаментальным? Потому что это представляет собой логичную систему, а не каледойскоп отрывочных сведений без осмысления причинно-следственной связи.

      Когда вы поняли иерархию и приоритеты в системе предметов в вашей профессии, вы можете планировать последовательность изучения. Тут много зависит от запаса времени. Если вы возьмете себе за правило, начинать подготовку как можно раньше, то вы сможете даже позволить себе интенсивное изучение предмета с полным погружением в курс. Если вы оставите себе мало времени для подготовки, то такой роскоши уже не получится.

      Обучение с погружением в один предмет, более эффективно, потому что позволяет не распыляться и не тратить время на врабатывание, сосредоточение и прочие элементы концентрации внимания. Собственно говоря, методики ускоренного обучения для талантливых детей строятся именно на этом принципе — интенсивное углубленное изучение учебника целиком. Другое дело, что не всегда у вас есть такая возможность — посвятить две-три недели полному погружению в один курс. А некоторые дисциплины нельзя выучить за две недели, даже если человек гениален. Например, естественно-научные дисциплины (математика, физика, химия) требуют нескольких лет систематических занятий для качественного усвоения школьного курса, молчим про студенческий уровень. Потому интенсивно изучать один предмет вы можете тогда, когда объем знаний в нем не очень большой.

      Небольшой объем знаний означает то , что при достойной концентрации внимания учебник реально освоить за две недели интенсивного погружения в него. При этом вы должны быть уверены в том, что у вас остается запас времени для такого же погружения в другие предметы и для закрепления материала в памяти путем его многократного повторения.

      Если предметы содержат слишком большой объем новых знаний, тогда лучше идти обычным путем. Имеется ввиду изучать по одной главе из всех предметов. Следующие главы нужно учить не через две недели, а через день, максимум два. Вы учите новый материал, потом после отдыха повторяете прежний. При этом нужно распределить время так, чтобы один день был посвящен углубленному изучению одного предмета. Например, в понедельник вы учите предмет № 1 как новый материал. В среду учите главу из предмета № 2 как новый материал. То, что учили в понедельник, повторяете в среду. Таким образом в среду вы почитали главу из предмета № 2, отдохнули, и повторили главу из предмета № 1.

      Помните, что человек может усвоить за неделю определенное количество информации. Потому записываться на 20 параллельных курсов не имеет смысла, вы будете сильно уставать. Оптимально учить шесть, максимум, семь предметов параллельно. Не забывайте давать себе отдых между занятиями и чередуйте их с физическими нагрузками. У вас непременно все получится!

  2. Вероника

    Да, и от меня большая благодарность! И у меня тоже вопрос дополнительный, по смежной теме. В ответе сказано, что если человек использует в своей речи только простые слова, не использует термины, то он деградирует. Одно время я работала на телевидении, в новостях. И нас, молодых корреспондентов, опытные редакторы учили писать простыми словами. Мы сначала писали, используя термины, а нас заставляли всё «переводить» на «доступный» язык. Объясняли тем, что человек слушает нас и не может «переслушать» заново, чтобы понять, потому что тв-репортаж не статья, которую можно перечитать. И вторая причина — «чтобы наш текст понял каждый человек, а не только профессор». И теперь после прочтения статьи, я понимаю, что такие простые телевизионные тексты вместе с мгновенной понятностью предлагают людям постепенную деградацию. Как вы считаете, это так и есть? Или даже такой вариант — может быть, формирование такого незатейливого телевизионного языка стало средством для достижения этой цели, деградации населения?

    • Наталья Рассказова

      Упрощение, несомненно, признак деградации. Развитие, совершенствование подразумевает познание сложного. Задача любого деятеля культуры состоит в просвещении людей, повышении их культурного и образовательного уровня. Примитивизация речи, безусловно, способствует деградации на уровень Эллочки-людоедки из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. С вашего позволения я процитирую творение Ильфа и Петрова:

      «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

      Хамите.
      Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)
      Знаменито.
      Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.)
      Мрак.
      Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча»).
      Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения).
      Не учите меня жить.
      Как ребёнка. («Я его бью, как ребенка» — при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка» — как видно, в разговоре с ответственным съемщиком).
      Кр-р-расота!
      Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов).
      Поедем на извозчике. (Говорится мужу).
      Поедем на таксо. (Знакомым мужского пола).
      У вас вся спина белая (шутка).
      Подумаешь!
      Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля).
      Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность).
      Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов.»

  3. Константин

    Спасибо за статью. А у меня такая ситуация: когда я сажусь читать учебник, то начинаю засыпать после нескольких страниц. Причем я понимаю, что нужно готовиться, и сажусь читать добровольно. При этом я выспавшийся или отдохнувший, то есть нет физиологической потребности во сне. Дома в это время тихо, и мне никто не мешает. Я сажусь читать в дневное время, и все равно засыпаю. Факультет, на котором я учусь, мне интересен, и учусь не только ради диплома, но и ради знаний. И все равно засыпаю над учебником. Пожалуйста, подскажите, в чем причина? Как с этим бороться? Неужели это так влияет мягкий диван? Или дело в концентрации внимания?

    • Олеся Францына

      Еще Павлов открыл условно-рефлекторную дугу. Спать и учиться нужно в разных местах. Если вы спите на диване, то это место у вас будет ассоциироваться с расслаблением. Для учебы нужна концентрация. Нельзя два противоположных условных рефлекса привязывать к одному и тому же месту. Постарайтесь для учебы выбрать другое место — за учебным столом, например. Используйте легкую музыку для сосредоточения внимания, обычно она называется «music for study and concentration». Используйте один и тот же двухчасовой музыкальный блок для концентрации. Это также поможет вам выработать нужный условный рефлекс для учебы. Можно еще менять освещение: для учебы делать один тип освещения, а для отдыха — другой. Отдыхайте от учебы не на том месте, где учите учебник. Никогда не путайте место учебы и место отдыха в своей квартире. Не учитесь в полной тишине, потому что тишина, как и любая монотонность, притупляет концентрацию.

  4. Давид

    Доброго времени суток!
    Спасибо за статью. Прочитал на одном дыхании. Очень позновательно.
    вопрос по статье, вы пишите:
    «Очень удобно учить новые термины по схеме, предложенной еще Аристотелем и не потерявшей актуальность до наших дней.»
    Вы не могли бы дать сылку на эту схему или описание этой схемы, перерыл весь интернет но этой информации не нашел.
    Заранее благодарю.
    Давид.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтверждение пользовательского соглашения

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю условия Пользовательского соглашения, Публичного Договора-оферты об оказании услуг, Публичного Договора-оферты об обработке персональных данных и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2006 г № 152-ФЗ "О персональных данных" на условиях и для целей, определенных политикой конфиденциальности