Дочь-подросток говорит, что не знает, о чем разговаривать с людьми и не может, когда на нее смотрят знакомые

Вопрос психологу:

Добрый день. подскажите пожалуйста, дочке 14 лет. Подруг лучших нет. Все лето просидела дома, читая и рисуя. Ходит гулять, только если позовут, но так как все разъехались на лето, то и сидит дома. Дружит она со школьными подружками в школьное время, но их дружат трое. А понятно, что это сложно. Сейчас говорит, что не знает, о чем разговаривать с людьми и не может, когда на нее смотрят знакомые. С незнакомыми она хорошо себя чувствует, Говорит, что они ее не знают, и она может быть и молчаливой и тихой, и никто не обратит внимание. Очень переживает, чем я могу помочь. Я думаю, что надо нарабатывать навык общения, и просто чаще выбираться на улицу и в общество. Вчера гуляли с мальчиками, так она всю дорогу молчала.

Ответ психолога theSolution:

Баннер4_3Задачи развития подросткового возраста

Ваша дочь находится на важном этапе психологического развития, который считается одним из самых сложных. Это период перехода от детства к взрослости. На этом этапе перед вашей дочерью стоит задача самоопределения, то есть осознание себя (“кто я”, “какая я”), своего места в мире и дальнейшего развития в связи с этим. Мир, то есть социум, играет на этом этапе огромное значение.
В этом возрасте ребенок сосредоточен на поиске той группы людей, с которой он сможет себя идентифицировать. Людей, со взглядами, религией, увлечениями, интересами и тому подобное, которые будут ему близкими. Поэтому общение с разными людьми, попытки примкнуть к разным группам, иногда к субкультурам, является важной частью самоопределения и формирования Я-концепции ребенка. На этом этапе подросток осознает, кто он, какой он, находит свою индивидуальность.
Важное значение имеет интимно-личностное общение со сверстниками, которое считается одной из главных задач развития этого возраста. Это и выстраивание отношений со сверстниками, уже на основе собственных ценностных ориентаций, то есть попытки строить взрослые отношения. Такой опыт имеет большое значение для дальнейшего психосоциального развития. И первый романтический опыт, влюбленность, построение романтических отношений, который имеет большое значение для дальнейшего психосексуального развития подростка.
На этом этапе развития личности необходимы все навыки, которые ребенок приобретает на предыдущих этапах развития: 1) доверие к миру, 2) способность мыслить и действовать независимо, автономно от других людей; 3) способность заявлять о себе, проявлять инициативу, предприимчивость; 4) выстраивать дружеские отношения со сверстниками, умение достигать целей и чувствовать свою компетентность. Если задачи развития одного из этих периодов не были завершены достаточно успешно, это скажется на решении задач развтия подросткового периода, потому этот период наиболее сложен для ребенка. Он претерпевает взросление и физическое, и психологическое, и нехватка навыков предыдущих этапов развития будет здесь наиболее ощутима.
Если подросток замыкается и не решает задачи развития своего возраста, вероятно, он имеет сложности, в связи с применением одного из перечисленных выше навыков. В этом случае для дальнейшего эффективного развития ему необходимо завершить незавершенные этапы развития. Поэтому вам для начала важно определить, какие из этих навыков страдаю у вашей дочери. Обратите внимание на навык быть независимой и автономной. Именно он позволяет ребенку чувствовать себя способным мыслить и действовать независимо от других людей. А также на навык проявлять инициативу и заявлять о себе, своих потребностях, желаниях, точке зрения и так далее. А также на навык следующего этапа развития, когда ребенок учится заявлять о себе и вместе с тем считаться с другими. Так он обучается быть одновременно и близким и автономным в общении с людьми, то есть сближаться достаточно сильно, но в этом сближении не терять себя.
Важный принцип развития говорит о том, что если задачи развития более раннего возраста не решены или решены неэффективно, дальнейшее развитие идет с затруднениями. Поэтому важно завершить более ранние этапы развития, чтобы дальнейшее развитие проходила гармонично и эффективно.

Страх заявлять о себе, как проявление невроза в виде социальной фобии (социофобии)

Такой страх говорит о неуверенности в себе и неразвитой инициативности, умения заявлять о себе и выстраивать отношения с другими людьми в процессе различного взаимодействия. Всему этому ребенок учится в дошкольном возрасте. И если в этом возрасте сложности еще не столь очевидны, то в подростковом возрасте они становятся достаточно выраженными.

Гиперопека  как один из факторов, способствующих возникновению социальной фобии

Причиной тому может служить, например, родительская гиперопека, которая подавляет и самостоятельность и инициативность ребенка. Сложности в отношениях между родителями или ребенка с кем-то из родителей, а также отсутствие личного родительского примера, как строить отношения с людьми вне семейной системы. То есть, если у ребенка нет образца, как строятся гармоничные отношения или нет возможности самостоятельно проявлять инициативу в этом направлении, то ему сложно освоить этот навык. Ребенок всему учится путем подражания и присвоения нового опыта. Например, навык общения и проявления инициативности он приобретает в играх, в которых он отрабатывая различные модели взаимоотношений, копируя, в первую очередь, родительские отношения и модели поведения, а также осваивая в играх разные роли.
В более взрослом возрасте этот навык также можно развить, однако ребенку уже понадобится помощь. Важно понимать, что чем раньше будут решены задачи ранних этапов развития, тем гармоничнее будет развиваться личность в дальнейшем. В идеале все задачи развития необходимо решать в соответствующем возрасте, потому что на каждом новом этапе появляются новые задачи развития. Но так бывает далеко не всегда.

Социальная фобия преодолевается личностным развитием

Поэтому, как только вы заметили, что ваш ребенок имеет трудности, важно разобраться, с чем они связаны, и какого навыка не хватает вашему ребенку. Если рассчитывать, что с возрастом проблемы решатся сами собой, то этого может не произойти, и ребенок в будущем столкнется с более серьезными последствиями в виде сложностей самореализации, построения личной жизни или в виде социальной фобии. Поэтому чем раньше вы поможете своему ребенку, тем более эффективно он будет развиваться и строить свою жизнь.

Как развивать коммуникативные навыки и повысить уверенность в общении?

Для этого вашей дочери понадобятся и знания о том, как можно строить отношения, как общаться, как заявлять о себе, как определять свои границы, как сотрудничать, которых у нее нет, и практический опыт по применению этих знаний на практике. То есть понадобится группа подростков, в которой она сможет применять эти знания. Хорошо, если для начала это будет психологически безопасная группа, то есть группа подростков, в которой она будет чувствовать себя комфортно. Для этих целей прекрасно подходят терапевтические группы, которые ведет психолог. В таких группах детям помогают развить те навыки, которые у них страдают.
Важно понимать, что развитие человека на протяжении всей его жизни социально опосредованно, то есть развивается ребенок только при взаимодействии с социумом, а после достижения 5-6 летнего возраста — при взаимодействии с макро социумом, то есть с людьми вне его семейной системы. Поэтому когда ребенок не имеет общения, его развитие в любом случае страдает.
Терапевтические группы, командные игры и виды спорта игры, театральные и танцевальные студии — это та среда, где ребенок также может развить те навыки, которые у него страдают. Это также хорошая возможность для лучшего понимания себя, самоопределения, повышения самооценки, развития целеустремленности и многого другого.
Прекрасно подойдет и групповой туризм, он может быть и семейный. Особенно хорошо подходит для этого походный вариант. Когда группа людей объединена одной целью и активно взаимодействует в процессе путешествия. Когда это семейный туризм, ребенок видит и опыт взаимодействия родителей с другими людьми и имеет возможность попрактиковаться самостоятельно со сверстниками, которые так же как и он, участвуют в походе.
Это также может быть инициатива вашей дочери, например, организовать какое-то мероприятие. Оно может быть дружеское, волонтерское, благотворительное и так далее. Любая активность, где ваша дочь будет заявлять о себе и проявлять инициативу, поможет ей развить страдающие личностные навыки, а также найти свою референтную группу и лучше понять, какая она сама, что она ценит, что ее увлекает, как она хочет развиваться в дальнейшем.

Помогите дочери найти те области социальной активности, которые ей будут интересны.

В интересной ей области и темы для разговоров ей легче будет найти, и чувствовать она себя будет более уверенно. Не предлагайте готовые варианты, потому что это должна быть ее инициатива, но вместе поискать варианты может быть очень полезным. Так она почувствует вашу поддержку, в которой она нуждается.
Если почувствуете, что самостоятельно сложно помочь дочери, обратитесь за помощью к психологу. Поищите терапевтические группы под руководством психолога в своем городе. Лучше, если это будет очное взаимодействие. Также можно обратиться к помощи онлайн психологов. Сейчас группы проводятся  удаленно, с использованием возможностей групповых видео-чатов. Чем скорее вы начнете вместе с дочерью работать над ее сложностями, тем быстрее она их преодолеет. Удачи вам!

Записаться на платную скайп-консультацию к Олесе Валерьевне Францыной, автору ответа, можно на странице специалиста, внизу, в разделе «расписание».

Свободное для бронирования время подсвечено зеленым цветом.

Оплачивать занятия с психологом банковской картой на странице оплаты

Запросить квитанцию-договор (серия, шестизначный номер) строгой отчетности, контакты специалиста и организационную помощь можно у Администратора theSolution до предполагаемой консультации

Прислать копию квитанции об оплате Администратору по адресу admin@thesolution.ru и получить подтверждение об успешной оплате обратным письмом минимум за час до скайп-консультации.

icon_question_100
Находитесь в сложной жизненной ситуации? Получите бесплатную и анонимную консультацию психолога у нас на сайте или задайте свой вопрос в комментариях.

Задать вопрос психологу

 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтверждение пользовательского соглашения

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю условия Пользовательского соглашения, Публичного Договора-оферты об оказании услуг, Публичного Договора-оферты об обработке персональных данных и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2006 г № 152-ФЗ "О персональных данных" на условиях и для целей, определенных политикой конфиденциальности