Cледует ли отдавать ребёнка в детский сад до трёх лет?

Вопрос психологу:

Здравствуйте, мой вопрос актуальный: следует ли отдавать ребёнка в детский сад до трёх лет? Я сейчас не хочу затрагивать финансовый аспект – насколько от этого выигрывает семья, в которой работают оба родителя, потому что финансовые трудности в нашей жизни будут всегда. Вопрос в том, насколько это травмирует ребёнка. Одним словом, нужно ли отдавать его в ясли, если на то нет острой финансовой необходимости?
У всех разный жизненный опыт. Я, например, садик ненавидела, расставание с мамой переносила тяжело. Хорошо, что мама это поняла и не стала меня ломать, брала с собой на работу, хотя это было неудобно. А вот мой муж говорит, что о садике ничего плохого не помнит.
Чтоб не ссылаться только на личные ощущения, приведу аргументы сторонников и противников детского сада.
Сторонники говорят, что ребёнок нуждается в общении со сверстниками. Противники уверяют, что до трёх лет эта потребность ограничена матерью и отцом, искать признание в обществе равных себе ребёнок начнёт не раньше четырёх лет. Сторонники приводят аргумент, что детский сад дисциплинирует, готовит детей к школе и взрослой самостоятельной жизни. Противники утверждают, что дисциплина делает детей «удобными» для взрослых, основывается на методе кнута и пряника, исключает инициативу и свободу творчества.
Сторонники думают, что, если ребёнок до четырёх лет не ходил в садик, у него будет сильный стресс, когда он, наконец, «выйдет в общество». Чем раньше малыш пойдёт в сад, тем легче адаптируется и не станет маменькиным сынком. Противники же говорят, что ребёнок не адаптируется, а свыкается, поскольку человек очень пластичное существо, но когда в нём проснётся потребность частично уйти из-под маминой опеки, естественное развитие ребёнка будет нарушено.
Сторонники настаивают: ребёнок в саду, играя, учится быть коммуникабельным, находить общий язык с другими детьми. Противники предупреждают: дети в столь раннем возрасте играть друг с другом не умеют. Чтобы игра не превратилась в отбирание игрушек, ею должен руководить взрослый. Чтобы человек умел войти в коллектив, он должен быть самодостаточной личностью, а этого не добиться, отрывая его от матери так рано.
Одни говорят: в садике работают педагоги, которые используют лучшие методики раннего развития. Другие отвечают: грош цена этим методикам, если они не приносят радости ребёнку. Простая игра, общение с близкими родственниками, чтение книжек, изучение природы развивают гораздо быстрей и качественней.
Польза для здоровья – отдельный разговор. Одни говорят: в садике дети закаляются, полноценно питаются, да и детскими болезнями лучше переболеть пораньше. Другие считают, что в садике дети тепло одеты, не закаляются, и хотя сытно питаются, но сладкая манка и молочный суп – не замена свежим овощам и зелени, к тому же дети постоянно заражают друг друга простудными заболеваниями. Даже если и попадётся хороший воспитатель, он всё равно не сможет уделять должного внимания каждому малышу, и иногда дети серьёзно травмируют друг друга.Кто-то скажет, что в саду ребёнок быстрее учится всему необходимому. Но оппоненты возразят: наши сады одновозрастные, однолетки ничему друг друга научить не могут, вот в Японии садики многовозрастные, там старшие детки учат младших.
А почему дети не рассказывают родителям о том, что в садике их обижали, били? Да ведь родители сами сказали: слушайся эту тётю!
Я понимаю, что в советское время принцип тоталитаризма применялся и в отношении воспитания детей – ребёнка дрессировали чуть ли не как сторожевую собаку. С тех пор многое изменилось, психологи и педагоги советуют не насиловать психику детей.
Прошу, ответьте на этот очень важный вопрос, ведь считается, что до трёх лет закладываются основы будущей личности. Стоит ли отдавать эти драгоценные три года «чужим» тётям?

 

Ответ психолога theSolution:

Баннер4_3Четыре стадии индивидуального развития личности

В раннем детстве ребенок проходит четыре важные стадии индивидуального развития личности, которые оказывают влияние на всю его дальнейшую жизнь. Критическими стадиями или основными задачами развития личности раннего детства являются соединение и отделение. Без успешного завершения этих двух стадий ребенку сложно двигаться дальше и успешно приобретать навыки взрослой личности. В случае их незавершенности, ребенок становится созависимым и сталкивается с такими сложностями, как эмоциональная зависимость от родителей (впоследствии и от других людей), несамостоятельность и низкая способность действовать автономно, неумение заявлять о себе и своих потребностях, неумение самостоятельно принимать решения и позаботится о себе.

Первая стадия – стадия симбиоза или соединения.

В норме ребенок завершает ее к моменту, когда начинает самостоятельно ходить (9-12 месяцев). Основной задачей этого периода является установление связи, которая служит основой доверия к миру. Доверять, чувствовать себя свободно и в безопасности, быть открытым к миру и его познанию, уметь откладывать удовольствие и справляться с расстройством планов, крушением надежд – то, что осваивает ребенок на этапе соединения.
Чтобы первый этап завершился благополучно и ребенок перешел ко второму, важно выполнение некоторых условий:

  1.  Ребенку важно установить связь с матерью или обоими родителями в первые двенадцать часов своей жизни. Это наиболее благоприятное время для создания связи без ущерба для психики ребенка. Хорошо, если отец присутствует на родах, это позволяет создать связь между ним и ребенком.
  2. Ребенку важно слышать голоса родителей, чувствовать ласковые прикосновения и поглаживания, ощущать их кожу и запах. Важно разговаривать с ребенком ласковым, успокаивающим голосом, глядя ему в глаза, почаще держать его на руках, чтобы он чувствовал себя в безопасности и защищенным, каким он чувствовал себя в утробе матери. Это дает ему ощущение стабильности и постоянства в незнакомом ему мире.
  3. Ребенку важно получать отклик на любой свой вербальный или невербальный запрос. Когда ребенку что-то нужно, он дает об этом знать родителям с помощью плача. И, если родители воспринимают это как капризы, потребности ребенка остаются неудовлетворенными и его нервная система это запоминает. На этом этапе важно, чтобы были удовлетворены все нарциссические потребности ребенка, как физиологические, так и психологические. Важно, чтобы ребенок получал позитивный отклик на любую свою потребность, потому что сам он для себя пока еще ничего сделать не может.

Успешное завершение первого этапа развития личности дает возможность ребенку перейти на второй, не менее важный и значимый этап индивидуального развития – этап сепарации или отделения. Еще его называют этапом автономии. В норме ребенок завершает его в возрасте до трех лет.

Важными задачами этого этапа являются:

Отделение от родителей не только физическое, но и психологическое, и формирование навыка самостоятельно заявлять о себе и удовлетворять свои потребности. Ребенок начинает самостоятельно исследовать мир и действовать независимо от родителей (взбираться на стул, обращаться с ложкой, складывать игрушки в ящик и так далее). На этом этапе ребенок только учится действовать независимо и автономно, но пока еще не чувствует уверенности в своих силах, поэтому ему важно не выпускать родителей из виду и получать их поддержку и одобрение. Ему еще страшно остаться в одиночку и не справиться с трудностями мира, поэтому его важно поощрять в его попытках самостоятельности, не стремиться делать за него то, что он может уже сделать сам и в 2 раза чаще говорить слово «да», чем слово «нет».

На этом этапе ребенок учится управлять своими эмоциями, узнавать их и выражать с помощью слов. И в этом ему нужна помощь родителей. Ребенку важно называть его состояния, чтобы он изучал названия чувств. В этот период ребенку свойственны вспышки гнева, за которые ни в коем случае наказывать ребенка нельзя. Любовь и поддержка – вот та реакция, которая даст ребенку понять, что его не бросят и ему нечего бояться.
На этом этапе формируется постоянство объекта, когда ребенок учится сохранять хорошее представление, как о себе, так и о родителях, на расстоянии, когда они находятся не рядом с ним. Так он учится переносить разлуку с родителями, ощущая их любовь и заботу о себе.

Третий и четвертый этапы развития

Третий и четвертый этапы индивидуального развития личности посвящены независимому поведению и развитию навыка свободно и безболезненно двигаться между соединением (установлением доверительности и эмоциональной близости в отношениях) и отделением (способностью действовать автономно и независимо). Эти две стадии развития ребенок проходит в норме в возрасте от шести до двенадцати лет. В это время он уже способен самостоятельно выстраивать отношения с миром, заявлять о себе, действовать независимо, и для отработки всех этих навыков ему нужен социум. Именно поэтому возраст два с половиной – три года считается самым благоприятным для того, чтобы отвести ребенка в детский сад. Не нужно слишком опекать и контролировать ребенка, лишая его возможности действовать независимо и самостоятельно, не нужно участвовать в построении его взаимоотношений с другими людьми, как взрослыми, так и маленькими, тогда он научиться эффективно коммуницировать и быть самостоятельным. Поддержка и любовь родителей так же важны ребенку на этих стадиях, как и на предыдущих. Не смотря ни на что, он должен знать, что его любят и всегда поддержат.

Ваши потребности так же важны, как и потребности ребенка

На втором этапе развития личности у родителей уже появляется больше времени для себя, когда они могут посвящать время своим индивидуальным потребностям. В возрасте от полутора до трех лет матери могут уже начать заниматься собой и своими личными целями. Этот этап является подготовительным, как для матери, так и для ребенка, чтобы перейти к более независимому друг от друга этапу, когда ребенок начинает ходить в детский сад или переходит на временное попечение няни, а мать может заняться карьерой, саморазвитием, а так другими своими нуждами. В это время не стоит лишать себя забот о себе, жертвуя все время ребенку. Ни ему, ни Вам на пользу это не пойдет. Родители часто попрекают своих детей тем, что они много лет посвятили себя исключительно заботам о них, не осознавая, что это было их личным ращением и ребенок, пусть уже и взрослый, ответственности за это не несет. Поэтому не нужно приносить себя и свои потребности в жертву, которую никто потом не оценит. Дайте ребенку самостоятельно строить свою жизнь и лишь помогайте ему там, где Ваша помощь и участие необходимы.

Когда идти в сад – «за» и «против»

Понятие «рано» или «вовремя» имеют вполне определенные границы с учетом индивидуальных особенностей семьи и ребенка. Для ребенка, успешно прошедшего этапы соединения и отделения, благоприятным возрастом для поступления в детский сад является два с половиной – три года. Наступление зрелости определяется индивидуально. Для этого Вы можете обратиться за консультацией к детскому психологу.
Для гармоничного развития ребенку, конечно же, нужен социум. И детский сад в этом плане способствует созданию обстановки, приближенной к повседневной жизни взрослого человека.
Педагоги в детском саду используют методики развития интеллекта и социальных навыков. Однако, для гармоничного завершения индивидуальных стадий развития ребенку нужны родители и семья. На определенных стадиях социум даже необходим, но стадию отделения ребенок должен пройти в семьи и в том возрасте, когда он к этому готов.

Ребенок адаптируется к любой ситуации, такова его природа. Адаптивность есть абсолютно в каждом ребенке. Эта адаптивность помогает ребенку выжить в непонятном ему мире и получить необходимые для жизни навыки. Однако, адаптивность может работать на ребенка, а может против него. Это зависит от успешности завершения первых двух этапов развития личности. Когда ребенок понимает, где нужно проявить адаптивность, где это необходимо в целях безопасности или образовательных целях, а где можно вести себя свободно и непринужденно. Эти модели поведения ребенок получает именно в семье. Что касается навязывания негативных поведенческих программ, важно отметить, что основные программы ребенок получает именно в семьи. Семья является основным ориентиром ребенка. Все поведенческие программы ребенок усваивает преимущественно в раннем детстве – от ноля до шести лет. В остальное время он их адаптирует под себя и отрабатывает на практике в социуме.
В вопросах здоровья важно исходить из индивидуальных особенностей ребенка. Если здоровье его в порядке, то в связи с теми инфекционными и бактериальными заболеваниями, которые присутствуют в детском саду, естественным образом формируется его иммунитет. Что качается здорового питания, то, пожалуй, наиболее здоровое питание ребенок может получить в семье, потому что никто и никогда не будет больше заботиться о ребенке, чем его родители.

Вопрос доверия

Вы затронули важный вопрос – вопрос доверия. Если родители доверили кому-то ребенка, ребенок воспринимает это как данность. То есть, если родители доверили, значит, человек заслуживает их доверия. Если Вы не доверяете, ребенок почувствует это на интуитивном уровне и для него это будет, сравни предательству. Поэтому прежде чем доверить кому-то своего ребенка, убедитесь, что доверять этим людям можно. Ребенок полностью доверяет Вам и если почувствует, что его доверие обмануто, это может привести к психологической травме. Если же Ваш выбор основан на доверии и в случае, когда Вы чувствуете, что Ваше доверие было обмануто людьми, и становитесь на защиту интересов ребенка, такую ситуацию он воспринимает адекватно, так как никто не застрахован от ошибок и неудач. Доверяйте себе и своим решениям. Ребенку важна Ваша уверенность. Потому что Вы его опора и ориентир в этом мире.

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтверждение пользовательского соглашения

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю условия Пользовательского соглашения, Публичного Договора-оферты об оказании услуг, Публичного Договора-оферты об обработке персональных данных и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2006 г № 152-ФЗ "О персональных данных" на условиях и для целей, определенных политикой конфиденциальности