Cамопринятие. Что это такое?

Что такое самопринятие?

Говоря о принятии, мы подразумеваем человека, осознающего свою природу такой, какая она есть. Этот человек принимает свою сущность — далеко не всегда идеальную — со всеми характерными для нее недостатками и достоинствами. Он не занимается самобичеванием, обнаружив изъяны своей личности, но принимает их и стремится к совершенствованию.

К обстоятельствам, способным спровоцировать у человека чувства вины и стыда относятся:

  • недостатки, которые в силах победить в себе любой индивид, такие, например, как лень и эгоизм;
  • пережитки психологического нездоровья — предубеждения, зависть, ревность и т.п.;
  • недостатки и пороки той культуры или социальной группы, с которой индивид отождествляет себя — снобизм, пренебрежение и т.п.

Личность, стремящаяся к аутентичности, обнаружив в себе чувство вины, спровоцированное вышеперечисленными недостатками, в первую очередь, признает эти недостатки. Однако делает это без бравирования или самоуничижения. Важно понять, что процесс принятия в данном случаем обусловлен не желанием избавиться от чувства вины, а желанием усовершенствовать свою личность.

Как выглядит алгоритм работы с чувством вины?

  • Я совершил определенное действие, потому что так принято в моей социальной группе;
  • Я понимаю, что с точки зрения гуманистических ценностей, мой поступок относится к категории безнравственных;
  • Я совершил безнравственный поступок, потому что одно из свойств моей личности — конформизм;
  • Я хочу преодолеть несовершенство своей личности и научиться решительно противопоставлять себя доминирующему в группе образу действий, когда эти действия противоречат нравственным принципам.

Высокая степень принятия не позволяет человеку обманывать себя и окружающих, выдавая подлость за благородство, уродство за красоту, патологию за норму и т.д.

И в этом смысле аутентичные личности, как обладатели эстетического взгляда на жизнь, имеют большую социальную ответственность — вследствие существования конфликта сверх-эстетизма с нравственной точкой зрения (иными словами, формы и содержания). За примерами далеко ходить не надо. Вспомним хотя бы экранизацию романа Владимира Набокова “Лолита”, в котором бесспорный яркий талант режиссера Эдриана Лайна и актеров создают Гумберту Гумберту (аморальному педофилу) образ трепетного бесконечно любящего мужчины, а   девочке — образ бессердечной и расчетливой соблазнительницы. Такая трактовка романа может быть истолкована средним зрителем не только как оправдание педофилии (нельзя, но если очень хочется, то можно), но и как призыв к аналогичным действиям.

Примеров изображения уродливого красивым в искусстве очень много. Отметим, что зачастую патология изображается эстетически благовидной в силу глубокого понимания автором выбранного негативного  явления, и не содержит призыва к подражанию.

В заключение нельзя не отметить важность принятия в воспитании детей: неприятие  и отвержение со стороны родителей личности (или отдельных ее проявлений) ребенка ведет к появлению у последнего невроза.

Дарина Кокурина, Мария Максакова

С этой статьей обычно читают:

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтверждение пользовательского соглашения

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю условия Пользовательского соглашения, Публичного Договора-оферты об оказании услуг, Публичного Договора-оферты об обработке персональных данных и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2006 г № 152-ФЗ "О персональных данных" на условиях и для целей, определенных политикой конфиденциальности